Методические рекомендации
по проведению в образовательных учреждениях Республики Карелия
тематических уроков, классных часов, внеурочных мероприятий с привлечением произведений писателей Республики Карелия
2015 год официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 12 июня 2014 года № 246 «О проведении в Российской Федерации Года литературы»
К Году литературы в России и Республике Карелия приурочено проведение огромного числа интересных мероприятий. Это и Международный писательский форум "Литературная Евразия", и проект "Литературная карта России", "и Библионочь - 2015", и проекты "Книги - в больницы", и "Лето с книгой”: дни чтения в летних лагерях", творческие встречи писателей с читателями, пилотный проект "Всемирный День Книги", конкурс "Литературная столица России" и другие.
О литературе в Год литературы
Литература [лат. lit(t)eratura, буквально - написанное, от lit(t)era - буква], один из основных видов искусства - искусство слова. Термином "литература" обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением.
Русская художественная литература имеет очень большое значение в мировой культуре. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания и постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошедших неотъемлемой частью в мировую культуру.
Литературное творчество неразрывно связано с духовным развитием личности. Поэтому процесс развития литературно-творческих способностей следует рассматривать как средство формирования духовно богатой личности, ориентированной на широкое общение с искусством и возможность индивидуального самоутверждения и самореализации.
Чтение - сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека.
Влияние лучших произведений художественной литературы на эстетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении.
Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, словах, звуках, красках.
Русская и карельская художественная литература выполняют художественно-эстетические, нравственно-этические функции и являются важным средством воспитания культуры поведения.
Год литературы богат знаменательными и юбилейными датами в области культуры и литературы, которые помогут определиться с темами. В работе с писателями-юбилярами и юбилейными произведениями предоставляется широкое поле для творчества, к тому же многие из этих произведений экранизированы, что позволяет применить метод интегрирования одного вида искусства в другой.
http://biblioserov.ucoz.ru/Metodica/kalendar_pisateli-jubiljary_2015_g..pdf
Данный выпуск «Календаря знаменательных дат» посвящѐн отечественным и зарубежным писателям-юбилярам 2015 года. Материал в издании расположен по месяцам года, указано количество лет, прошедших со дня рождения писателя. Библиографический список методических материалов поможет в организации книжных выставок, в проведении праздников, уроков, бесед, викторин.
Виртуальная выставка «Книги-юбиляры 2015 года» позволит не только познакомиться с книгами-юбилярами, но и откроет возможность использовать их на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях. http://library.fa.ru/exhib.asp?id=84
С целью приобщения молодого поколения к чтению, редакция журнала «Север» подготовила рекомендации школьникам для чтения "Севера" и методические рекомендации педагогам-предметникам по использованию публикаций в журнале за 2012-2014 годы, в том числе и карельских писателей и поэтов. http://www.sever-journal.ru/o-zhurnale/
http://www.sever-journal.ru/assets/page-files/1/12/Dokumenty-raznye/Rekomendacii-dlya-shkol-po-ispolzovaniyu-Severa-2014.pdf
http://www.sever-journal.ru/assets/page-files/1/12/Dokumenty-raznye/Rekomendacii-po-ispolzovaniyu-v-shkole-Severa-2013.pdf
Методические рекомендации по использованию в школах детских книг Елены Пиетиляйнен.
Меhttp://www.sever-journal.ru/assets/page-files/1/24/Metodicheskie-rekomendacii-k-knige-Bolshimi-shagami.pdfтодические рекомендации к книге "Большими шагами".
http://www.sever-journal.ru/assets/page-files/1/24/Metodicheskie-rekomendacii-k-knige-Schastlivyj-sluchaj.pdf
В организации мероприятий к Году литературы помогут и материалы, размещенные в электронной библиотеке авторов Карелии (рубрики: поэзия; проза; публицистика; литературоведение; литературная сказка; фольклористика; словари, антологии, альманахи, сборники). Особое внимание учителей хотелось бы обратить на юбилейный выпуск (10 лет) альманаха «Свой голос», где размещены биографические сведения о писателях Карельского республиканского представительства Союза российских писателей, рассказывается об их деятельности (презентация новых книг, творческие встречи с читателями Карелии), напечатаны произведения Надежды Васильевой, Светланы Захарченко, Сергея Аркавина, Виталия Морозова и др. http://avtor.karelia.ru/
Актуальные формы литературных мероприятий
Цель: формирование у детей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.
Задачи:
- пропагандировать ценность чтения и книги, формирование информационной культуры личности;
- развивать творческие способности путем организации литературных и поэтических конкурсов;
- повышать читательскую и творческую активность учащихся в изучении произведений писателей и поэтов родного края.
Задача учителя заключается и в том, чтобы помочь учащимся сформировать художественный вкус, помочь открыть для себя новых авторов, включить их в информационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам.
В работе по продвижению художественной литературы учитель может использовать все традиционные формы: выставки, диспуты, обзоры, читательские конференции, литературные вечера, клубы по интересам, литературные игры. При этом важно искать новые пути, формы привлечения к чтению художественной литературы.
Повысить интерес к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы работы:
- громкие чтения, предусматривающие чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного;
- литературные чтения - художественное исполнение произведений, своеобразный «театр одного актера»;
- циклы чтений, посвященные литературным событиям или жизни замечательных людей;
- краеведческие чтения, нацеленные на популяризацию литературы по краеведению.
Обсуждение книги - рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала. Подготовительный этап - подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения.
Читательские конференции – активная форма работы, которая предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательская конференция может посвящаться определенной проблеме или теме. Цель конференции - привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение.
Виды читательских конференций:
- по произведениям художественной литературы, по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов;
- конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах);
- конференции с привлечением автора - форма встречи с писателем;
- кинолекторий - обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция. От учителя требуется знание специфики кино;
- заочные читательские конференции - через средства массовой информации. В данном случае шире охват аудитории, больше возможности познакомиться с мнением других читателей в любое удобное время.
Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсуждение всех участников и снизит эффект мероприятия.
Литературный праздник - это комплексное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею и итоги праздника.
- литературный утренник - это праздник, где учащиеся смогут порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении мероприятия участвуют учителя, школьные библиотекари, воспитатели и сами дети с инсценировками и художественными номерами.
- литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
Литературная ярмарка - комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, литературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».
Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.
Книжный аукцион - каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Литературный карнавал. Карнавал - это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В школе можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.
Книжные жмурки. Учитель или библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость - получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Фольклорные посиделки - форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - все отразилось в этом творчестве.
Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.
Конкурс читательских пристрастий - это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей.
Флэш-моб (с англ, flash mob - «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте города, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
Веб-квест в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет. Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Выполняя веб-квест, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать решения.
Библиокафе - игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари - метрдотель и официантка. В меню - духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по ...» (автору). «Меню» составляется в соответствии со вкусами с читателей и периодически обновляется.
Хочу представить книгу – музыкальный клип к книге, рекламный ролик, иллюстрации к книге;
Горячая десятка – ученик выбирает 10 книг, которые повлияли на его взгляды и убеждения и презентует их в классе.
Проект «Книжное древо моей семьи». Какие книги читали в 10 -15 лет мои дедушка и бабушка, папа и мама? Что читаю я?
Дегустация литературных новинок - информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).
Литературный гороскоп - мероприятие, построенное по типу гороскопа, где литература (книги, авторы) подобрана по знакам того или иного гороскопа.
Литературный каламбур - мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.
В массовом обслуживании самой популярной формой доведения художественных произведений до читателей библиотек является выставка.
Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлеры русской классики», выставка-анонс «Литературный гурман», выставка-хит-парад «Убойная сила боевика», выставки- раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие».
Выставка одного жанра
Представляя книги одного жанра - детектив, фэнтези, авантюрный роман, исторический роман, дамский роман и т.д., можно не только удовлетворить читательские потребности, но и помочь узнать о новых книгах с той же жанровой спецификой. Вышеперечисленные жанры будут интересны как подросткам, так и взрослым, а вот стихи, сказки, сказочные повести - учащимся начальных классов.
Названия: «С детективом не скучаем!»: новинки литературы детективного жанра», «Ах, детектив, детектив, детектив...», «Об истории нашей замолвите слово: исторический роман», «Открой удивительный мир поэзии!», «Смелые фантазии фэнтези», «В мире приключений и путешествий», «Горизонты фантастики», «Классика в новом формате».
Выставка-императив
Эта форма выставки подразумевает повелительное, категоричное, настоятельное требование, что отражается в концепции выставки или во время её публичной демонстрации, например, «Время читать! Выбери книгу!».
Выставка-раритет
На ней обычно представляют редкие, ценные издания, которые составляют сокровищницу библиотеки, фонд редких книг. Названия выставок-раритетов: «Книги - долгожители нашего фонда»: редкие и ценные издания, «Эксклюзивные издания из фондов нашей библиотеки», «Шедевры русского книжного искусства, «В мире старинных и редких изданий», «Сокровища нашей библиотеки», «Книжные редкости», «История редких изданий нашей библиотеки», «Литература в миниатюре».
Выставка «Литературный герой»
Выставка будет привлекать внимание детей и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовёнок Кузя», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героями и многое другое.
Выставка-дневник
Это могут быть дневники великих людей, писателей, частных лиц, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник А.С. Пушкина» и др.). По желанию ученики, учителя, родители могут представить и свои дневники.
Выставка-почта
Выставка с элементами почты, помогающая установить обратную связь с ребёнком на основе рекомендуемой литературы. Например, детям можно предложить написать письма литературным героям или авторам книг. Письма станут экспонатами выставки наряду с книгами. Положительный отклик такая выставка будет иметь у младших школьников.
В планы работ на 2015 год рекомендуется включить следующие мероприятия:
Конкурсы:
- чтецов, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;
- сочинений, эссе, посвященных 155-летию со дня рождения А.П. Чехова;
- конкурс иллюстраций к литературным произведениям;
- конкурсы литературного творчества читателей;
- конкурс читательских симпатий «Литературное лето - 2015»;
- конкурс для читателей-детей «Любимые литературные сказки».
Акции:
- благотворительная литературная акция «Книга из рук в руки» (сбор литературы для социальных учреждений);
- литературная акция «Успешные люди любят читать!»;
- акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»;
- акция «Литература не знает границ. Читаем вместе».
В Год литературы особенно важно провести мероприятия, посвященные Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля. К.Д. Ушинский подчеркивал роль родного языка, литературы в деле воспитания у детей и подростков чувства патриотизма, любви к родному краю, к своему народу, традициям, обычаям, его искусству, культуре, истории. Формы работы:
- организация книжных выставок, на которых будут представлены книги по грамматике русского языка, по культуре речи, различные словари, а также книги о русских обрядах, пословицы и поговорки, собрание афоризмов, изречений и высказываний о русском языке.
- игры-викторины «Я познаю родной язык», «Фразеологическая дуэль», «Хотите верьте, хотите нет», «Пойми и расскажи», «Найди слово», библиотечный урок «Нам великое слово дано».
В 2010 году Общество любителей российской словесности, московский музей В. И. Даля и лексикографическая программа «Словари XXI века» направили свои предложения учредить День словаря в органы государственной власти. Эта идея была поддержана председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, и в России была учреждена новая памятная дата. День словарей и энциклопедий в России отмечается 22 ноября. Это день рождения Владимира Ивановича Даля (1801-1872), создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».
Словарь - это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения В. И. Даля.
В этот день в библиотеках можно организовать выставки словарей и энциклопедий, провести экскурсию по многообразному миру справочной литературы и другие мероприятия.
Книжные выставки: «Здесь каждая строчка учит и вразумляет» и пр.
Интерактивные игры: «Слово.ру», «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке», «Путешествие по словарям и энциклопедиям».
Праздник словарей: «Слово толковое стоит целкового», «От Владимира Даля к современным словарям», «День словарей и энциклопедий - дань памяти В.И. Даля», «Время словарей и энциклопедий», «Фестиваль справочных изданий».
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Этот день важен для нас тем, что позволяет прикоснуться к истокам славянской культуры, является праздником просвещения, родного слова, книги, литературы.
В организации программы празднования Дня славянской культуры и письменности можно использовать следующие формы работы:
- круглые столы: «Православная основа семейного чтения», «Мы в славянском мире», «Наш великий и могучий русский язык», «Наследие просветителей славян Кирилла и Мефодия: традиции и современность», «Культура и просвещение», «Славянская культура и культура современного общества»;
- литературно-музыкальные вечера: «Славянское культурное наследие», «Шедевры классики», «Равноапостольные просветители России», «Слава вам, братья, славян просветители!»;
- презентации (электронные): «Просветители земель славянских», «У истоков славянской письменности», «Лики святых Кирилла и Мефодия в славянской иконописи».
- литературно-исторический час «История славянской письменности».
- интерактивные путешествия: «От кириллицы до электронной книги», «Откуда есть пошла грамота на Руси».
- литературные игры, викторины: «Вопросы древности - ответы современности», «Пока язык храним, и в Слове зреет свет - мечтам предела нет!», «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки», «История славянской азбуки», «От первых свитков до больших томов», «Поле чудес», «Слово - драгоценный дар», «Азбука - начало всех начал»;
- книжные выставки: «Русский язык как часть мировой культуры», «Язык мой, друг мой», «Возникновение письменности на Руси», «Язык моих предков», «Слово - дело великое», «Что начертано пером…», «Кирилл и Мефодий - славянские первоучители».
2015 год богат юбилейными датами писателей и поэтов, которые можно использовать при проведении мероприятий ко Всемирному дню писателя и Всемирному дню поэзии. Формы работы могут быть самыми разнообразными:
- традиционные и виртуальные книжные выставки: «В ряду великих имен», «Литературная палитра писателей-юбиляров»;
- презентации книжных выставок: «Путешествие по литературным созвездиям», «Литературные юбилеи»;
- литературные гостиные, литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные композиции: «День литературных юбилеев», «Разрешите представить...», «Талантов россыпь - гениев полет»;
- литературные аукционы, литературные галереи, литературные дилижансы: «Литературные портреты на фоне юбилея», «Юбилей у нас в библиотеке»;
- устный журнал «Юбилейные маяки в литературном мире»;
- литературные мозаики, литературные загадки, экспресс-викторины, библио-лото: «Юбилейно-литературное ассорти», «По волнам литературных юбилеев», «На повестке дня юбиляры 2015 года».
Пушкинский день в России и в Республике Карелия отмечается ежегодно. Государственный статус день рождения поэта получил в 1997 году согласно Указу президента РФ «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России». А в 2011 году главой государства подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта памятная дата установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».
Для проведения Пушкинского дня России рекомендуем:
- библиотечный марафон «Молодая Россия читает Пушкина»;
- Пушкинский праздник поэзии «И чувства добрые я лирой пробуждал...»;
- пушкинский театральный фестиваль «И снова Пушкин...»;
- литературный марафон «Пока в России Пушкин длится...», «Я вдохновенно Пушкина читал...»;
- поэтический вечер памяти А. С. Пушкина «Лампада чистая любви»;
- вечер-портрет «Здесь Пушкиным все дышит и живет»;
- кинолекторий «В гостях у сказки» (фильмы и мультфильмы по сказкам Пушкина), экранизированные произведения Пушкина «Пушкин в кино».
Ко Дню русского языка (6 июня) можно подготовить цикл мероприятий о русском языке «Я голову пред ним склоняю снова - его величество, родное наше слово».
Для поэтической гостиной рекомендуем примерный ряд мероприятий:
- выставка-обзор «Бенефис поэзии и поэта»;
- литературные часы, часы поэзии, вечера поэзии: «Поэты золотого века», «Поэты Серебряного века», «Много поэтов хороших и разных», «Я встретил Вас...»;
- литературно-музыкальные вечера: «Русская поэзия в музыке и красках».
В 2015 году мы будем отмечать юбилеи начала выхода литературно-художественных журналов «Юность», «Иностранная литература», профессионального журнала «Библиотека»; газет «Пионерская правда», «Независимая газета», а также издательств «Художественная литература» и «Большая Российская энциклопедия».
Предлагаем для рассмотрения следующие формы работы:
- книжная выставка «Ассорти юбилейной периодики»;
- пресс-вечер, пресс-кафе, ностальгическая встреча «Мы с вами знакомы», «Много лет спустя...»;
- электронная презентация «Хроника юбилейных изданий».
Методист по русскому языку и литературе
ГАУ ДПО РК «Карельский институт
развития образования» Гребенюк Т. Н.
|